Еще в начале XIX века в Одессе работало множество цирковых балаганов. С первых лет основания города на площадях и базарах выступали скоморохи, фокусники, поводыри медведей. Под Новый год и на Рождественские праздники устраивались народные гулянья. На Театральной площади у Городского театра устанавливался «увеселительный городок» с торговыми палатками и пивными шатрами, катальными горками и каруселями, амфитеатрами и балаганами. В амфитеатрах проходили любимые в народе борьба и кулачные бои, а в балаганах — театральные и цирковые представления.


ц ист1


Балаганы — это легкие временные сооружения. Строились они обычно из досок, перед сценой вывешивался кумачовый занавес. Зрительный зал делился на первые места с лавками и вторые, так называемый «загон», где публика стояла. Перед балаганами выстраивался специальный балкон — раус, куда до начала представления выходила вся труппа и показывала для привлечения зрителей лучшие фрагменты своих номеров.
История цирковых сооружений в Одессе начинается в 1857 году, когда антрепренер Ж. Годфруа возвел первый, примитивный по своему оборудованию цирк. Вскоре появился деревянный цирк под брезентовым покрытием, носивший звучное название «Гипподром». В шестидесятые годы позапрошлого столетия для гастролей цирковой труппы Гютемана из Франции в Театральном переулке было сооружено большое каменное здание. По окончании гастролей его перестроили в Мариинский театр, в котором ставились оперные и драматические спектакли, а также проходили цирковые представления. А в летнем саду «Эрмитаж», что через Строгановский мост, было выстроено огромное круглое деревянное здание для гастролей цирковых трупп.
Во время гастролей в Одессе со своей труппой, упоминавшемуся уже в связи с Московским цирком на Цветном бульваре, Альберту Саламонскому полюбился город у Черного моря, и он решает выстроить в Одессе стационарный цирк. В 1879 году на ул. Коблевской, 37 открывается первый в Одессе цирк в каменном здании на 4 тысячи зрителей, с центральным отоплением прекрасно оборудованный — по всем правилам архитектурного искусства. С этого просуществовавшего десять лет здания начинается 125-летняя история Государственного одесского цирка.

После того, как в 1889 году здание было разобрано, крупный одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода («пивной король») Вильгельм Иванович Санценбахер, решил построить новое цирковое здание. В 1894 году был открыт цирк В. И. Санценбахера на ул. Коблевской, 25, построенный за пять лет. По проекту инженера А. Д. Гельдфанда возведено двенадцатиугольное 20-метровое здание, увенчанное куполом с двойной железной обшивкой для лучшей изоляции на случай жаркой или холодной погоды. Его называли «железный цирк Санценбахера» из-за многочисленных металлических конструкций.
А внутри, где размещались 2300 зрителей, — «плюшевый рай… мрамора, ступеней, золота, матовых ламп, арок, коридорчиков, эха, хохота, блестящих глаз, запаха духов, стука каблуков, мало ли чего», как восторженно описал его Юрий Олеша в книге «Ни дня без строчки».


ц ист4


ц ист3


После смерти В. И. Санценбахера, в 1894 году — в год открытия цирка — владельцами осталась семья Санценбахер, его братья, которые мало уделяли внимания цирку из-за своей занятости. Цирк угасал. Стали меняться владельцы. И тогда цирковой администратор Мориц решил взять на себя руководство цирком.  С 1908 года во главе Одесского цирка стоял жандармский полковник С.А. Малевич, который сам держал антрепризу и приглашал на гастроли лучшие цирковые труппы.


ц ист5


ц ист6


ц ист2


Летом здание цирка использовалось под кинотеатр «Палас-Театр». В цирке проводились чемпионаты по борьбе с участием лучших борцов России и зарубежных стран. В 1912 году проходил чемпионат Одессы по борьбе с участием сильнейших борцов всего мира. В цирке успешно выступали и побеждали знаменитые борцы Иван Поддубный и Иван Заикин, который был также и первым воздухоплавателем в России. Проводились первые полеты на самолетах на ипподроме, там же демонстрировались выступления, в которых участвовал Иван Заикин. После событий 1917 года здание Одесского цирка перешло в собственность городского совета. В 1925 году Одесский цирк получил статус государственного.
Об одесском цирке вспоминал Валентин Катаев в книге «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», о нем писал Лев Славин в повести «Предвестие истины», Юрий Смолич в романе «Рассвет над морем»…
Тут происходит знакомство А. П. Чехова и В. А. Дурова. Как результат — появление на свет чеховской «Каштанки». Темами цирковой жизни наполнилось творчество А. И. Куприна — также после его знакомства с жизнью одесского цирка (рассказ «В цирке»)…
В Одессе, которая к тому времени приобрела славу большого торгового центра на Черном море, со всего света стали регулярно приезжать на гастроли прославленные труппы и выдающиеся артисты того времени. Среди них — братья Феррони, Д. Бабушкин, Буркати, Бенедетто, дрессировщик лошадей В. Труцци, выдающиеся борцы И. Поддубный, И. Заикин, клоун Жакомино, А. и В. Дуровы, братья Никитины…
На протяжении всего периода существования цирка в нем неоднократно выступали знаменитые мастера манежа — В. Эдер, Ю. и В. Дуровы, Тереза Дурова, М. Румянцев (Карандаш), И. Бугримова, М. и В. Запашные, создатели аттракциона «Львы и тигры» народные артисты СССР В. и Л. Шевченко — представители одесской цирковой династии, известные эквилибристы сестры Кох, первый советский чемпион мира по тяжелой атлетике, улучшивший свыше 100 мировых рекордов, Г. Новак, основатель «Медвежьего цирка» В. Филатов, А. Волжанский, братья Ширман, А. Корнилов, Ю. Д. Куклачев, В. Дикуль, выдающийся иллюзионист Э. Т. Кио и потом его сыновья И. Э. и Э. Э. Кио.
…Старый одесский цирк. Его любят артисты. Здесь особая непередаваемая аура, в отличие от огромных современных цирковых зданий, первые ряды приближены к манежу, непосредственный контакт со зрителем.


ц о1


ц о2


ц ар1



ц выст1


ц выст2


ц выст4


ц выст5


ц выст3


ц выст6


ц выст8


ц выст9


вернуться на страницу ТЕАТРЫ