В облике Одессы проступают черты многих городов мира, но при этом ему удается сохранять свою уникальность и неповторимый вид.

Этот город, основанный на берегу Черного моря в 1794-м году, – не копия, но синтез, результат слияния культур, обычаев, нравов и темпераментов. По воле строивших ее людей Одесса вобрала в себя весь опыт урбанизма, накопленный человечеством к началу XIX столетия. Одессу сравнивали с Парижем уже в 1810-м, а тридцать лет спустя называли одним из богатейших и красивейших городов Европы.

Архитектурный облик Одесского оперного театра представляет собой эклектику итальянского ренессанса и венского барокко, классического барокко и рококо, но все стилевые компоненты органично связаны и создают целостную композицию.


оперный общий 1


Главный фасад театра имеет полуовальную форму с двумя боковыми флигелями, от которых начинаются роскошные лестницы. Лицевая часть здания разделена колоннами и пилястрами и оборудована балконами, в центре расположен узкий двухъярусный портал.

Парадная сторона театра выполнена в стиле венского барокко. Внешне сооружение состоит из трех этажей. Лоджии первых двух украшены лишь колоннами тосканского ордера. Эти этажи образуют единое целое и выглядят фундаментально, придавая строению статичный вид. Третий этаж более легкий, ажурный, с тщательной проработкой деталей. Благодаря многочисленным арочным лоджиям, колоннам и пилястрам ионического ордера он уравновешивает тяжесть нижних этажей. Дополнительные эффекты в архитектурный облик театра вносят утонченный портик и куполообразная крыша. В результате сооружение как будто парит над землей.

Над фасадом высится скульптурная группа, изображающая покровительницу театрального искусства музу Мельпомену в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами (аллегория: лишь сила искусства способна покорить звериную дикость).

Венчают портик две скульптуры, воплощающие музыку и танец: слева – Орфей играет на кифаре кентавру, справа – муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству. На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII – годы начала и окончания сооружения театра (1884 – 1887). Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что указывает на пожар 1925 года. Затем идет дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановлен») как напоминание о реставрационных работах в театре.


фото над фасадом 2


Центральный вход украшают лепные воплощения комедии и трагедии. Слева изображен эпизод из трагедии Еврипида «Ипполит», справа – эпизод из комедии Аристофана «Птицы». На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти (младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.


op1 copy


В круглых нишах верхнего этажа по фронтону здания установлены бюсты Александра Пушкина, Александра Грибоедова, Николая Гоголя и Михаила Глинки. Они олицетворяют то, во имя чего строился театр – поэзию, драму, комедию и музыку. Над скульптурами работали мастера Ф. Нетали, Ф. Фридль, Л. Стрицкиус и Ф. Этель.

Зрительный зал Одесского оперного театра декорирован в стиле позднего французского рококо, украшен лепным орнаментом с тончайшей позолотой. Главный мотив орнамента – раковина в виде завитков различной формы. Рисунок орнамента нигде не повторяется. Повсюду обилие мрамора, бархата, сияющего хрусталя, сверкающих зеркал и позолоты.


зрительный зал 1


зрительный зал 2


Роскошные прогулочные галереи окружают зрительный зал. С особым изяществом выполнена лепка в ярусах, боковых вестибюлях и вдоль лестниц, ведущих к ложам. Потолочный плафон разделен на четыре сегмента-медальона, первоначально расписанных художником Францем Лефлером (после пожара 1925-го года их восстановил Михаил Зандин). На них изображены сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Двенадцатая ночь, или Что угодно». В центре располагается большая люстра, поражающая обилием и изяществом ажурных деталей. Первый театральный занавес был расписан также Лефлером и изображал сцену из спектакля «Руслан и Людмила».

В плане здание состоит из фойе, подковообразного зрительного зала с галереями (на 1635 мест) и прямоугольной сцены (площадь которой – 500 кв. м., арьерсцены – 200 кв. м.) с подсобными помещениями. Планировка зала радиальная – проходы идут из центра по радиусам, в разных направлениях. Лестницы, ведущие к выходу из театра, также имеют ярусы. Здание перекрыто системой оцинкованных металлических ферм.


фойе 1


фойе 3


фойе 2


ИСТОРИЯ

Уже в начале XIX века молодой портовый город имел театр, не уступавший лучшим европейским образцам. Театр был сооружен по инициативе градоначальника, выдающегося государственного деятеля герцога де Ришелье, которого одесситы до сих пор называют коротко и с любовью – Дюк. Среди прочих забот – торговых, военных, строительных, герцог де Ришелье не забывал, что Одесса – город разноплеменный и разноязыкий. И лучшее, что может объединить разных людей с их разными обычаями, интересами и языками, – это музыка. Поэтому при Ришелье в Одессе пели лучшие голоса Европы.

Здание первого городского театра было построено по проекту итальянца Франческо Фраполли, а изменения в план внёс француз Тома де Томон, который возвел множество строений в тогдашней столице Российской империи – Петербурге. 10 февраля 1810 года состоялось торжественное открытие театра. Это было белоснежное строение наподобие античного храма, обращенное фасадом к порту. Зал насчитывал 800 мест (на тот момент в городе проживали 12,5 тысяч человек). На трех ярусах лож были установлены 44 кресла, позади которых находилось большое полукруглое пространство, откуда еще около 700 зрителей могли наслаждаться спектаклем стоя, как в старых итальянских театрах.


первый театр 1


Из мемуарных свидетельств: «Зал старого театра был трехъярусным, с семнадцатью ложами, а галерея – под самым потолком, но таким низким, что публика почти касалась его своими головами. Люстры не было, она была подвешена позже. Зал освещался кенкетами, то есть пятисвечевыми канделябрами, прикрепленными к наружным стенкам лож. Свечи были сальные и восковые. Сцена освещалась большими лампадами с маслом. На галерее освещения не было вовсе, вследствие чего свет зала и сцены казался нам, сидящим на галерее, просто ослепительным. Театр имел свой особый, специфический запах от нагара свечей и дамских духов».

В день открытия Городского театра давали одноактную оперу Сергея Вязмитинова «Новое семейство» и водевиль Якова Княжнина «Траур, или Утешенная вдова» в постановке русской труппы актера и антрепренера Порфирия Фортунатова. Регулярные спектакли начались в 1811 году после заключения контракта с русской драматической труппой князя Александра Шаховского. В репертуаре были комедии, трагедии, водевили и комические оперы.

Впрочем, спустя 11 лет русские труппы прекратили свои выступления, и в Городском театре начала доминировать итальянская опера. Монополию на постановки получили антрепренеры Джузеппе Монтовани, затем Иосиф Замбони, Гульельмо Буанаволио и другие.

Название «оперный» появилось значительно позже, в XX веке, а вначале театр именовался Городским. На его подмостках выступали знаменитые оперные певцы, труппы императорских и королевских театров. Драма и комедия тоже были частыми гостьями сцены, имена выдающихся актеров и драматургов не сходили с афиш. Балетные дивертисменты в операх и балеты появились в репертуаре чуть позже.

Оперный репертуар первого Городского театра включал постановки Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Доменико Чимарозы, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди. Одесская публика рукоплескала Екатерине Аматти, Арриги и Анджелике Каталани, Джузеппе Марини, Екатерине Патти-Барилли, Жозефине и Терезине Бромбилла, Понти дель Арми, Альде Бьянки.

Александр Пушкин признавался, что ему итальянская опера в Одессе «обновила душу».


оперный реконстр 2


В 1873 году, через 64 года после открытия, Городской театр был полностью уничтожен пожаром. «Картина вырвавшегося наружу и бушевавшего на свободе пламени была поистине грандиозной. Колонны катились по площади, как бы в погоне за публикой, пришедшей посмотреть на пожар», – писал автор книги «Старая Одесса» Александр Дерибас. От Городского театра остался только пепел.


первый театр пожар 1


первый оперный после пожара 2


Год спустя муниципалитет объявил конкурс на проект нового храма искусств, который соответствовал бы последнему слову театральной техники и стал бы равным лучшим европейским образцам. В результате строительство было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые уже создали театры в Вене, Будапеште и других городах Европы.

Проект Фельнера и Гельмера не был проработан в деталях, и сами зодчие в период строительства в Одессу не приезжали. Поэтому многое пересмотрели и усовершенствовали местные архитекторы Феликс Гонсиоровский, Александр Бернардацци и Юрий Дмитренко.

С момента пожара до закладки первого камня в новый фундамент прошло почти 11 лет. Строительство велось подрядным способом из местных материалов. На работы была потрачена колоссальная по тем временам сумма – 1,5 миллиона рублей. Естественно, такие затраты общество воспринимало неоднозначно, и в газетах зачастую появлялись весьма нелестные статьи с предложениями, куда бы лучше направить эти деньги. Однако театр был сдан в обусловленный контрактом срок – 15 сентября 1887 года. Это было первое в Новороссийском крае здание, оснащенное электричеством и паровым отоплением.

«Одесский театр лучший в мире!», – воскликнул Фердинанд Фельнер, приехав в Одессу по случаю окончания строительства, и вручил городскому голове Григорию Маразли позолоченный ключ от театра. Этот символический ключ был помещен в металлический ящик и замурован у подножия зеркала на лестнице западного портика театра.


оперный ист.2


Открытие нового театра состоялось 1 октября 1887 года. Оркестр под управлением одесского композитора Григория Лишина исполнил торжественную кантату, а драматическая труппа первого антрепренера обновленного театра И. Черепенникова показала сцену из драмы Александра Пушкина «Борис Годунов» и третий акт комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».

До 1919 года театр существовал как частное зрелищное учреждение, управлявшееся антрепренерами. Спустя 4 года после открытия нового здания антрепризу возглавил артист Императорских театров И. Н. Греков. Уже спустя год он решил включить в репертуар русскую оперу, и к постановке начали готовить «Демона» Антона Рубинштейна, а также «Пиковую даму» Петра Чайковского. Чайковский приезжал в Одессу и на репетициях давал советы исполнителям главных партий и дирижеру Н. Б. Эммануэлю.

Также Петр Ильич Чайковский рекомендовал в качестве главного дирижера Иосифа Прибика, который в 1894 году был принят на должность по конкурсу. Он был музыкальным руководителем одесской Оперы в течение сорока трех лет – до 1937 года. В советские годы Иосиф Прибик одним из первых получил звание заслуженного, а затем и народного артиста Украины и звание Героя труда.

С первых лет существования новый театр стал центром общественной и музыкальной жизни Одессы. Как отмечал в книге «60 лет в оперном театре» Николай Боголюбов, «…в театре ставились, чередуясь с русской драмой, итальянские оперные спектакли. И не было в Западной Европе ни одной знаменитой певицы или певца, которые не пели бы в Одесском оперном театре». На сцене театра пели Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Саломея Крушельницкая, Антонина Нежданова. Танцевали Анна Павлова, Айседора Дункан, Екатерина Гельцер. Концертировали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Играли драматические актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, итальянский трагик Эрнесто Росси. Дирижировали оркестром Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн и Эдуард Направник, Антон Аренский, Александр Глазунов и многие другие.

Эпоха расцвета театра пришлась на 1897 – 1900 годы, когда учреждением управлял певец и антрепренер Александр Сибиряков. В Одессе гастролировали Луиза Тетрацини, Маттиа Баттистини, драматическая труппа Николая Соловцова. С 1903 года антрепризой руководила певица Мария Лубковская. В 1905 году она организовала гастроли выдающегося итальянского баритона Титта Руффо. Вместе с ним в ряде спектаклей – «Евгении Онегине», «Демоне» и других – арии исполняли итальянский тенор Джузеппе Ансельми и сопрано из Польши Янина Вайда-Королевич.

Постановщиком и исполнителем танцев в те годы был Фома (Томаш) Нижинский – отец всемирно известного танцовщика Вацлава Нижинского. Он создал балетные номера, в том числе для опер «Кармен» и «Жизнь за царя». В постановках участвовали в основном воспитанники Варшавской хореографической школы. Собственной балетной труппы в театре не было. Попытка ее создания была предпринята в 1910-х годах.

В 1923 году прима-балерина Екатерина Пушкина, выпускница петербургской хореографической школы по классу Ольги Преображенской, и Ремислав Ремиславский организовали хореографические школы, ученики которых вошли в балетную труппу театра.

В том же году руководителем балетного коллектива стал известный балетмейстер Роберт Баланотти. Первой его постановкой стало «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (премьера – 7 декабря 1923 года). Сам Баланотти исполнил партию принца Зигфрида, а Одетту-Одилию танцевала Екатерина Пушкина. За следующие два года зрители увидели спектакли «Конек-Горбунок», «Коппелию» и неординарную трактовку балета «Корсар».

В 1926 году балетную труппу возглавлял Касьян Голейзовский, в последующие годы – балетмейстеры Павел Вирский, Вахтанг Вронский и многие другие известные мастера балетного искусства. На сцене блистали балерины Евгения Кароссо, Екатерина Пушкина, Вера Преснякова, Дора Алидорт.

Второй серьезный пожар произошел в одесском Оперном 15 марта 1925 года после оперы Джакомо Мейербера «Пророк» – из-за неосторожного обращения с огнем. Пожар повредил зал, уничтожил сцену, декорации, костюмы. Пострадала нотная библиотека и занавес, на котором художник Франц Лефлер изобразил сцену из «Руслана и Людмилы». Но уже спустя год в театре возобновились спектакли, сцена получила новое техническое оснащение, были оборудованы два железобетонных занавеса, которые при необходимости отсекают сцену от зрительного зала и служебных помещений. Новый декоративный занавес был выполнен по эскизам известного театрального художника Александра Головина.

После Октябрьской революции одесский театр стал государственным, а в 1926 году получил статус академического. В те годы на сцене блистали бас Александр Пирогов, бас-кантанте Платон Цесевич, драматический тенор Юрий Кипоренко-Даманский, лирико-драматический тенор Иван Алчевский, «украинский Шаляпин» Иван Паторжинский, лирико-драматическое сопрано Мария Литвиненко-Вольгемут и другие.

В репертуар входили «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Русалка» Александра Даргомыжского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Пиковая дама» и «Мазепа» Петра Чайковского, «Аида» Джузеппе Верди, «Фауст» Шарля Гуно и «Кармен» Жоржа Бизе.

Наряду с русскими и западноевропейскими операми на сцене театра зазвучали произведения украинских авторов – «Тарас Бульба» и «Наталка-Полтавка» Николая Лысенко, «Запорожец за Дунаем» Семена Гулака-Артемовского. Появились постановки опер на украинские сюжеты, написанные русскими композиторами-классиками – «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского, «Мазепа» и «Черевички» Петра Чайковского.

Были поставлены в театре и первые советские оперы – «Тихий Дон» Ивана Дзержинского, «Щорс» Бориса Лятошинского, «Броненосец Потемкин» Олеся Чишко и другие.

В годы Великой Отечественной войны часть творческих работников была эвакуирована в Алма-Ату, большинство же одесских актеров переехали в Красноярск, объединившись с коллективом Днепропетровского театра оперы и балета. Труппы артистов неоднократно выезжали в действующую армию, где дали около 150 концертов.

В 1944 году театр чудом уцелел: фашисты планировали взорвать его при отступлении. Но 10 апреля на балконе здания был вывешен советский флаг – в знак освобождения Одессы от гитлеровских захватчиков. Именно отсюда, от здания театра, прошли победным маршем через весь город советские солдаты, освободившие Одессу.

Первые работы по укреплению фундамента театра начались в 1955 году, после того как выяснилось, что строение оседает, а в его несущих конструкциях образовываются трещины. Тогда была применена уникальная технология так называемой «силикатизации грунта»: через множество специально пробуренных шурфов в фундамент залили около 6 млн. литров жидкого стекла. Работы проводились круглые сутки, но при этом не мешали представлениям. При застывании стекло сковало лёсс, превратив его в монолит объемом свыше 15 тыс. куб. м. В ноябре 1956 года было объявлено, что оседание здания прекратилось.

В 1965 году началась реставрация и частичная реконструкция театра как извне, так и изнутри. За два года мастера восстановили и улучшили все – от мозаичного пола до обойных гвоздиков ХІХ века. На работы ушло 4 миллиона советских рублей и 9 килограммов сусального золота.


оперный реконстр 3-65


Все усилия, направленные на укрепление здания в середине ХХ века, как оказалось, лишь замедлили губительные процессы. Строение, возведенное на осадочных породах грунта, продолжало разрушаться.

В середине 90-х годов ХХ века состояние театра было признано катастрофическим. В 1996 году Кабинет министров Украины принял решение о капитальном ремонте и выделил средства на него. Работы планировалось закончить через 4 года. Однако из-за недостатка средств реконструкция затянулась на 11 лет.

За этот период был вновь укреплен фундамент (на этот раз 1800-ми сваями, забитыми на глубину от 14 до 18 м), перекрыта крыша, обновлен фасад и близлежащая территория. Также реконструированы помещения арьерсцены, планшет, установлено современное световое и звуковое оборудование, система отопления, новый противопожарный занавес и многое другое. Нынешнее техническое оснащение театра отвечает самым современным требованиям. Сюда входят кондиционеры, автоматический режиссерский пульт, электронный регулятор художественного освещения с программируемой кибернетической установкой, компьютерное управление движением сцены, сложнейшая система противопожарного обеспечения. Размещение кресел в зале исключает наличие так называемых «слепых мест», а великолепная акустика позволяет доносить до зрителей даже шепот со сцены.

Успешное завершение масштабных и уникальных по сложности работ стало возможным благодаря не только помощи правительства, но и активному участию одесских предприятий, пожертвованиям государственных деятелей, общественных организаций, предпринимателей, простых одесситов, в том числе и тех, кто проживает ныне в других городах и странах.

Во время реконструкции театра 1996 – 2007 годов труппа оперного театра давала спектакли на сценических площадках действующих одесских театров, выступала на международных фестивалях в разных странах. Артисты и оркестр театра много гастролировали. В 1993-м и 1995-м годах оркестр выезжал в Италию. В 1994-м на сцене театра Карло Феличе в Генуе состоялась премьера «Орлеанской девы» Петра Ильича Чайковского и оратории Людвига ван Бетховена «Христос на Масличной горе». В 1996-м и 1997-м итальянской публике были представлены оперы «Травиата», «Паяцы», «Сельская честь», «Трубадур», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» и «Кармен». В 1996-м году пятнадцать тысяч испанцев за две недели увидели спектакли «Кармен», «Травиата», «Паяцы» и «Сельская честь». Труппа театра гастролировала в Корее («Спящая красавица»), США (с концертной программой балета), Китае («Шопениана» и «Кармен-сюита»), Ливане («Лебединое озеро», «Мадам Баттерфляй», «Аида», «Щелкунчик»), на Кипре («Риголетто», «Мадам Баттерфляй»), в Швейцарии («Мадам Баттерфляй», «Евгений Онегин», «Травиата», «Баядерка», «Спящая красавица», «Тоска», «Жизель»), Арабских Эмиратах («Кармен»), Греции («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), Великобритании («Севильский цирюльник», «Травиата», «Риголетто», «Мадам Баттерфляй») и в других странах.

В 2007 году, в день открытия после реконструкции, Одесский академический театр оперы и балета был удостоен статуса «Национальный».

На церемонии открытия театра в 1887 году Фердинанд Фельнер произнес слова, которые в наши дни хочется повторить вслед за ним: «Прочно и незыблемо, как утес, стоит это здание назло завистникам и служит олицетворением силы создавшего его города. После дня, проведенного в борьбе за существование, каждый гражданин найдет здесь спокойствие и ясность духа, а вместе с тем и новый стимул ко всему хорошему и благородному».


ИСТОРИЯ ОПЕРНОГО ТЕАТРА В ФОТОГРАФИЯХ:


оперный ист.13


оперный ист.1


оперный ист.3


оперный ист.6


оперный ист.10


оперный ист.9


оперный ист.16-румыны


оперный ист.15-румыны


оперный ист.8


оперный ист.11


оперный ист.12


оперный ист.4


перный ист.5


оперный ист.14-1964


вернуться на страницу ТЕАТРЫ