Поляки всегда составляли важную и значительную часть населения Одессы. Еще в давние времена, когда Одессы не было, а были различные фактории и поселения в Дикой Степи, здесь были передовые посты Речи Посполитой. Известна версия, подкрепленная польскими письменными источниками, что именно Речь Посполитая внесла значительный вклад в основание поселения Кочубей (Качубей, Кацубеев – встречаются различные написания этого населенного пункта), названного в честь шляхтича Коцюбы-Якушинского из имения Якушина, которое располагалось на р. Буг.
Позже поляки появились на юге Российской империи во время завоеваний этих местностей у Османской империи. Известно, что за несколько лет до основания Одессы, до 1794 года, на юге действовало «Польское товарищество» под руководством Зяблицкого, которое занималось хлебной торговлей.
Первые поляки появились буквально с первых дней основания Одессы. Это были помещики и землевладельцы, которые сразу оценили важность географического положения Одессы как незамерзающего порта. В 1798-1803 гг. «Польское товарищество» переместилось из Херсона в Одессу. В то время его возглавлял граф Прот Потоцкий. Уже в 1802 году «Польское товарищество» было названо среди наибольших торговых домов Одессы.
В конце XVIII – начале XIX ст. в результате утраты государственности в процессе трех разделов Речи Посполитой часть поляков, причем самых разных сословий, была вынуждена покинуть пределы своей родины, часть из них оказалась в свободном портовом городе, который делал первые шаги на исторической арене.
Почти сразу поляки включились в культурную жизнь города. В 1806 г. склад зерна графини Ржевуской был переоборудован под показ театральных представлений. В 1808-1809 гг. в первом оперном театре выступали преимущественно польские, французские и русские труппы.
В 1825 г. Одессу посетил Адам Мицкевич, легендарный поэт, революционер, борец за свободу польского народа. В Одессе он оказался в своеобразной ссылке за участие в обществе филоматов. Вместе с ним прибыли его друзья Ф. Малевский и Ю. Ежовский. Адам Мицкевич квартировал в здании Ришельевского лицея, на ул. Дерибасовской. Сейчас на этом месте мемориальная табличка и барельеф польскому поэту. В Одессе Адам Мицкевич вел типичную для интеллектуальных слоев жизнь: театр, салоны, литературные вечера, он много читал и серьезно изучал итальянский и английский языки. Во время своего пребывания в Одессе и окрестностях Адам Мицкевич написал известный сонет «Аккерманская степь».

Многие поляки приняли участие в восстании 1830-1831 гг. Как результат, часть из них вынуждена была иммигрировать, часть лишилась владений и была выслана на поселение в Сибирь, внутренние губернии Российской империи. В восстании принимали участие как богатые поляки, так и рядовые патриоты. Так, одессит Александр Сабанский (род. 1794-1797 гг.), с 1828 г. купец 1-й гильдии, принял участие в восстании, был вынужден бежать в Швейцарию, а его хлебные амбары были конфискованы и переданы в пользу военного ведомства. Теперь они известны как Сабанские казармы по ул. Канатной. Примечательно, что два его сына, которые родились в Швейцарии, позже переехали в Одессу, где успешно занимались семейным бизнесом.
В 1830-1860-х гг. большое количество простых поляков устремилось на просторы Новороссии. Они селились как в Одессе, так и в сельскохозяйственной округе. Все большим почетом пользовалось хорошее образование, а в Одессе находился Ришельевский лицей, качество образования в котором приближалось к университетскому. Про лицеистов-поляков можно узнать, например, из мемуаров Константина Скальковского, сына знаменитого историка Апполона Скальковского, тоже поляка. Он пишет, что поляки-лицеисты отличались образованностью, знали языки, его личные знакомцы Ружицкие отлично знали историю Франции и увлекались изучением деятельности Наполеона. В 1859 и 1863 гг., в канун восстания 1863 г., в лицее действовали польские тайные общества. Непосредственно перед вооруженным выступлением поляки Одессы почти открыто собирали пожертвования на нужды повстанцев, прикрывая это поводом сбора денег на обустройство костела в Севериновке.
После неудачи этого восстания в Одессе оказались многие помещики, которые чувствовали в городе себя безопаснее, нежели в своих имениях. После реформ 1860-1870-х гг. в Одессе можно встретить самых разных поляков, это и представители вольных профессий, и ремесленники, механики, столяры, токари, швецы, прислуга.
Во второй половине XIX ст. поляки составляли весьма значительную часть населения города. От 3% в 1873 г. до 4% в 1892 г., хотя точное число поляков определить чрезвычайно сложно. По существующим подсчетам количество поляков в Одессе составляло: в 1892 г. – 13 900 человек, в 1897 г. – 17 400, в 1909 г. – 24 000, а перед Первой мировой войной – 26 000 человек.
Методика подсчета подразумевала учет трех факторов: вероисповедание, родной язык и язык, используемый в семье. Первый фактор был самым ненадежным в связи с тем, что помимо поляков римско-католический костел посещали немцы, итальянцы, французы, чехи, литовцы, венгры, хорваты, в общей сложности не менее 23 национальностей.
На протяжении долгого времени костел на ул. Екатерининской, 33 был едва ли не единственным местом для верующих поляков. И лишь вначале XX ст. был построен костел Св. Петра на ул. Гаванной, 3 и на ул. Балковской.
Конец XIX – начало XX ст. ознаменовалось развитием польских культурных обществ и организаций. Первой подобной организацией стало основанное в 1882 г. «Католическое благотворительное общество». Оно размещалось в доме у Строгановского моста по ул. Греческой. Оно имело ряд филиалов и отделений, опекало безработных ремесленников, содержало столовую и интернат для детей-сирот.
На волне демократизации общественно-политической жизни после событий революции 1905-1907 гг. в Одессе возникают сразу три польских общества. В сентябре 1906 г. А. Калинковичем создается «Дом Польский», несколько ранее по инициативе З. Локуциевского организуется клуб «Огонек», а в начале 1906 г. возникает организация «Лира». Последняя сосредоточила свое внимание на театральной деятельности в Одессе. В составе польских организаций Одессы были библиотеки (например, библиотека «Дома Польского» насчитывала до 15 000 экземпляров книг), издавались периодические издания (Kalendarzyk Odeski na rok…), в которых описывалась жизнь польской Одессы. В конце XIX – начале XX века в Одессе издавалось 11 польскоязычных газет и журналов, работала «Польская касса» (ссудо-сберегательное общество). Так что польская община вполне процветала – вплоть до революции, гражданской войны и всего, что за ними последовало.
Первая мировая война внесла свои коррективы в жизнь поляков в Одессе. С одной стороны, она завершилась воссозданием польского национального государства, с другой – многим одесским полякам пришлось эмигрировать в ходе Гражданской войны. Те, кто остался в Одессе в советское время, долгое время не всегда могли реализовывать свое право на создание национальных объединений. В период независимой Украины польские культурные объединения возникли и в Одессе, и в ряде городов региона. По традиции они сохраняют тесную связь с католической церковью.
Пример польской общины Одессы, которая сумела сохранить свою идентичность, культуру и язык, вызывает заслуженный интерес как у рядовых одесситов, так и у исследователей-историков.
Автор: Станислав Кинка (источник: ИА «Одесса-медиа»)
ПОТОЦКИЕ В ОДЕССЕ
С Одессой оказалась связана и судьба целого ряда аристократических семейств. Вообще так получилось, что именно польские аристократы некоторое время задавали тон в Одессе. Потоцкие, Собаньские, Браницкие, Ржевусские, Маньковские… В первую очередь, конечно же, следует вспомнить Потоцких, которых было так много, что не все они были родственниками, пусть дальними, – многие просто однофамильцы. И, конечно же, среди всех многочисленных Потоцких первым вспоминается имя Софии Витт-Потоцкой, куртизанки греческого происхождения, которой удалось свести с ума всю Европу и войти в высший свет русской и польской аристократии. София была третьей женой богатейшего землевладельца Украины графа Станислава Щенсны Потоцкого, сыгравшего (многие полагают, не без ее участия) роковую роль в упразднении польской конституции 1791 года и втором разделе Польши.
Софии принадлежал один из первых одесских дворцов, здание которого расположено и сейчас на пересечении улиц Софиевской и Конной. В ее честь и была названа улица. Удивительно, что по ее просьбе Ришелье даже нарушил высочайше утвержденный городской план – улица Конная должна была продолжаться дальше, до моря. Немного ниже по той же улице дочь Софии и Станислава Щенсного, Ольга, выкупив в 1824 году несколько построек у купца Мартына Католикова, построила дворец, в здании которого ныне расположен Одесский художественный музей. Его называют и дворцом Потоцких, и дворцом Нарышкиных, поскольку Ольга вышла замуж за генерала Льва Нарышкина – двоюродного брата Новороссийского губернатора Михаила Семеновича Воронцова. Кстати, жена Воронцова, Елизавета Ксаверьевна, которую мы прекрасно знаем благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, тоже была полькой – ее отцом был польский магнат, граф Ксаверий Браницкий. В Одессе ходили упорные слухи о том, что Воронцов выдал Ольгу замуж за двоюродного брата, чтобы прикрыть свою тайную связь с ней.
Другая дочь Софии и Станислава Потоцких, тоже София, отличалась, по свидетельствам современников, небывалой красотой. По одной из версий, именно она рассказала Пушкину легенду о фонтане слез в Бахчисарае. Как вы помните, героиня «Бахчисарайского фонтана» – дочь шляхтича Мария. Так вот, фамилия этой Марии, по легенде, – Потоцкая. В легенду, впрочем, не верил уже Иван Матвеевич Муравьев-Апостол (автор «Путешествия по Тавриде», отец декабристов), полагавший, что польская аристократка из этого рода во времена Керим-Гирея не могла оказаться в татарском плену. Ему возражал Адам Мицкевич, указывая, что Потоцких в Польше много, и Мария не обязательно принадлежала к тому же роду, что и уманские магнаты.
С Одессой связаны еще двое Потоцких, братья Северин и Ян, состоявшие с графом Станиславом Потоцким в дальнем родстве – у них был общий прапрадед. Северин был видным вельможей при дворе Александра I и попечителем Харьковского университета, в котором оставил о себе очень добрую память. Одесса тогда входила в состав Харьковского учебного округа, и Потоцкий вместе с Ришелье участвовал в создании первых в молодом городе учебных заведений – коммерческой гимназии, Городского девичьего училища и Благородного института, ставшего впоследствии Ришельевским лицеем. Было у него под Одессой и имение, которое так и называется – Севериновка. Это та самая Севериновка, которую все знают по известному фильму «Зеленый фургон» с Дмитрием Харатьяном.
Но вернемся чуть назад, во дворец Софии Витт-Потоцкой. В 1811 году в нем останавливалась еще одна полька, дочь польского вельможи Антония Четвертинского, убитого в разгар восстания Костюшко, Мария Антоновна Нарышкина со своей дочерью Софией. Возможно, в этом факте не было бы ничего примечательного, если бы не одно «но» – девочка была дочерью императора Александра I, а Мария Нарышкина – его фавориткой. Маленькой Софии из-за слабого здоровья врачи предписали южный климат. Именно для нее устроили первую в Одессе рождественскую елку, которую привезли из имения Потоцких в Умани.
По наследству этот дом достался Александру Потоцкому, старшему сыну Софии Витт-Потоцкой, но после участия его в польском восстании 1830–1831 годов, известном как «Ноябрьское восстание», он, как и ряд других шляхтичей, потерял всю свою одесскую недвижимость – она стала казенной. По иронии судьбы, в подавлении Ноябрьского восстания особо отличился граф Иван Осипович Витт, реакционер и тайный царский шпион, приходившийся Александру… сводным братом.
Иван Витт был сыном Софии Витт-Потоцкой от ее предыдущего брака. Он метил на пост губернатора Новороссии, но в конце концов им стал Воронцов, а Витта, которому покровительствовал Аракчеев, оставили в Одессе присматривать за тамошним обществом, отличавшимся слишком смелыми, по мнению властей, нравами, и писать доносы, что он исправно и делал. Именно Витт раскрыл и сдал Южное общество и лично следил за Пестелем.
А помогала ему в этом любовница, или, как говорят сейчас, гражданская жена, авантюристка и невероятная красавица Каролина Собаньская, которую современники-недоброжелатели называли демоном, а Ахматова – одесской Клеопатрой.
Каролину, дочь польского (снова польского!) магната и масона Адама Ржевуского, выдали, а точнее, продали замуж за богатейшего одесского негоцианта Иеронима Собаньского, с которым она очень скоро разъехалась, а позднее и оформила развод. Между прочим, сестра Каролины, Эвелина, вторым браком была замужем за Оноре Бальзаком.
Связь Собаньской с Виттом длилась 15 лет, и они даже не пытались ее скрывать, что было по тем временам вопиющим нарушением приличий. Строго говоря, документальных свидетельств о сотрудничестве Собаньской с Третьим отделением не существует, но и современники, и историки в этом практически уверены. Тем более что она всегда располагала информацией «из первых рук» – ведь она держала модный салон, где бывал почти весь одесский свет и где, конечно же, велись крамольные беседы.
В первой половине 1820-х Одесса стала театром «войны салонов», в которой Собаньской противостояла первая леди губернии Елизавета Ксаверьевна Воронцова.
Пушкин, проживший в Одессе 13 месяцев, как мы знаем, был влюблен в обеих – и в Воронцову, и в Собаньскую; Воронцовой он посвятил стихотворения «Храни меня, мой талисман…», «Ненастный день потух…», «Все кончено: меж нами связи нет» и другие; по числу портретных рисунков, сделанных Пушкиным, ее образ превосходит все остальные. Собаньской же поэт посвятил стихотворение «Что в имени тебе моем?», правда, оно было написано значительно позже, в 1830 году, уже в Петербурге, где увлечение поэта вспыхнуло с новой силой.
Автор: Евгений Деменюк (источник: culture.pl)
ПОЛЬСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ ОДЕССЫ
Всего польскими архитекторами или по заказам польской знати в Одессе было построено более 150 домов. Можно с уверенностью сказать, что поляки привнесли в Одессу изысканность и благородство в формировании архитектурного вида города. Вклад архитекторов польского происхождения в формировании облика Одессы трудно переоценить…
Феликс Гонсиоровский
В 1875 году по проекту польского архитектора было построено здание гостиницы «Империал» (гостиница «Спартак», улица Дерибасовская, 25). Исторически «Империал» строился и перестраивался с середины 19 века, на месте бывших рядов Греческого базара. В нем было 54 первоклассных номера, по цене от 75 копеек до 5 рублей за номер в сутки. Персонал изъяснялся на русском, французском, немецком и польском языках. На первом этаже были магазины, первая городская аптека Нахумовича и представительство фирмы «Зингер». Дореволюционный телефонный номер отеля был созвучен с названием известной песни — 7-40
В 1876 году по проекту Гонсиоровского для богатого промышленника А.Новикова был построен дом дворцового типа на улице Гаванной, 4. В настоящее время в этом здании находится Одесский историко-краеведческий музей. Архитектор воплотил в экстерьере здания идеи позднего ренессанса с элементами итальянских мотивов.
В 1883 году Гонсиоровский создал великолепное здание Музея древностей и библиотеки Общества истории древностей — ныне Археологический музей на улице Ланжероновской, 2. Комнаты музея, из-за большого уклона, расположены ассиметрично. Но внутри здания это почти не ощущается, поскольку в центре размещен большой экспозиционный зал. Внешне сооружение музея выполнено в эллинистическом стиле.
Стоит отметить, что известный архитектор принимал участие в строительстве знаменитого Оперного театра.
Возведенный в 1851—1852 годах для польского аристократа Зенона Бржозовского дворец повторял в своей пластике образцы ранней английской готики. Как отмечали еще современники, он словно служил неким противовесом, братом-близнецом, Воронцовскому дворцу, лежавшему на противоположной стороне так называемой Военной балки. По замыслу заказчика и зодчего, дворцовая усадьба должна была производить наибольшее впечатление с морской стороны, поскольку морской фасад Одессы к этому времени был практически оформлен. Все годы, вплоть до 1910-го, дворец числится за семейством Бржозовских, а затем переходит в собственность нового владельца — тоже польского аристократа (хотя и с немецкой фамилией), графа Иосифа (Юзефа) Шенбека.
С 1853 по 1863 годы под руководством Ф. Гонсиоровского (архитектор) и К. Маевского (инженер) возводился Строгановский мост. Назван мост по имени Новороссийского генерал-губернатора графа Александра Григорьевича Строганова, почётного гражданина Одессы, президента Одесского общества истории и древностей, одного из инициаторов создания Новороссийского университета, участника войны 1812 года. Обращает на себя внимание высокое ограждение, сооружённое практически сразу после завершения строительства, — мост стали использовать для самоубийств. Это самый длинный мост Одессы — около 120 метров; высота его — более 13 метров. Мост представляет собой достаточно сложную конструкцию, состоящую по сути дела из двух соединённых мостов: двухарочного над Деволановским спуском и трёхарочного над Польским спуском. В начале 80-х годов ХХ-го столетия мост был реконструирован, каменные опоры заменены железобетонными.
Всего в Одессе под руководством Ф. Гонсиоровского (как архитектора) было сооружено 35 зданий и построек, бóльшая часть которых, до сих пор радуют глаз одесситов и гостей города
Николай Толвинский
Состоял Главным архитектором Новороссиийского университета. Должность определила направленность в предназначении сооруженных под его руководством зданий.
Здание библиотеки университета на улице Преображенской, 24 — возведено в классическом стиле. А корпус физико-химического факультета на улице Пастера, 27 — в стиле Возрождения с элементами венецианского стиля. Здания медицинского факультета и прилегающих клиник образуют величественный комплекс отдельно размещенных корпусов, которые связаны парковыми зонами и выдержаны в формате Ренессанса.
Кроме того, польский архитектор возвел несколько домов учебных заведений: городское Ремесленное училище на улице Старопортофранковской, 14 и городское Женское училище на улице Старопортофранковской, 32
В 1894 — 1895 годах на Привокзальной площади архитектором был сооружен дом Судебных учреждений, ныне Управление Одесской железной дороги.
Петр Амброжевич
Спроектировал курортные сооружения на Куяльнике. По инициативе врача Э. Андриевского — первого исследователя целебных свойств минеральной воды и грязи Куяльника, была создана лечебная система проведения грязевых процедур, а также рапных и песочных ванн. В 1833 году был открыт источник минеральной воды. Здесь впервые были спланированы отделения для больных, классифицированных согласно их финансовому состоянию и половой принадлежности. Все здания комплекса выполнены в едином романском стиле.
Лев Влодек
Работал в Одессе с 1894 года
На пересечении улиц Дерибасовской и Преображенской в 1898 — 1899 годах по проекту Влодека было построено здание гостиницы «Пассаж». Возведено в стиле барокко и представляет собой одно из красивейших зданий в Одессе. На превом этаже размещались магазины, которые внутри здания были связаны Г-образным крытым залом, естественно освещенным стеклянной крышей.
Влодек — автор знаменитой гостиницы «Большая Московская» на улице Дерибасовской, 29. Здание выполнено в стиле «живописного модерна» с масками и художественным литьем. Строительство продолжалось с 1901 по 1904 год. гостиница относилась к разряду первоклассных, но не очень дорогих по стоимости номеров. некоторые жители Одессы проживали в ней постоянно. На первом этаже размещались торговые представительства: чайный магазин, магазин ламп, галантерейный магазин. Здесь же находился и известный «Татарский» ресторан. Реклама сообщала тогда: «Роскошно обставленные номера от 1 рубля. Ванны. Электрическое освещение. Паровое отопление. Подъемная машина…». Здание «Большой Московской» было серьезно отреставрировано и восстановлено в начале 21 века.
Одно из самых впечатляющих творений Влодека — «Дом с атлантами» на улице Гоголя, 5 (бывшая Надеждинская)
Кроме того, следует отметить увлечение Л.Влодека промышленным зодчеством. Он изучал свойства различных бетонов и успешно их использовал в своей архитектурной деятельности. Руководил двумя бетонными заводами. Знаменитый архитектор построил несколько фабрик и заводов в районе Молдаванки, склады, депо парового трамвая, насосную водопроводную станцию «Чумка»
Владислав Домбровский
В Одессе работал архитектором с 1890 года. Его творчество отличалось единством классицизма и модернизма.
За участие в проектировании здания Главпочтамта (в соавторстве с В. Харломовым) в 1895 году получил премию от руководства города.
Домбровский спроектировал здание нового римско-католического храма на улице Балковской, 209. Храм был выдержан в строгом готическом стиле и покрыт красной черепицей.
Кроме того, в Слободке-Романовке, польский зодчий спроектировал и построил городскую больницу. Она была оснащена по последнему слову тогдашней техники: новое медицинское оборудование, автономная система коммуникаций, собственная котельная.